суббота, 30 июля 2011 г.

Разбитую вазу не склеить?

Художники у нас сейчас переживают не самые лучшие времена. Пресловутый кризис вдарил больно по творческим профессиям. У меня заказов на лепку давно уже нет, а тут позвонил человек и предложил работу реставратора. Я решила - а почему нет? И согласилась. Мастерская реставрирует антикварный фарфор.  На полках и столах стоят шедевры музейной ценности - фарфоровые статуэтки, роскошные китайские вазы, блюда с ручной росписью. Приносят их в основном владельцы частных галерей или коллекционеры. Впрочем, попадаются и работы попроще, ЛФЗ, например. Они обычно дороги своим владельцам как память. У одной статуэтки отбит фарфоровый пальчик, у другой - изрядный кусок, а есть вещи вообще разбитые на десятки кусков, и все это можно, оказывается, восстановить! Даже если часть кусков потеряна. Вопрос времени и цены.
Дали мне для начала тарелочку, итальянскую, не сильно старую, начало 20 века. На тарелочке трещина до середины и отколот кусочек сверху. Синий рисунок, тонкий, подробный. Пасторальный пейзаж. Я делала ее три дня - сперва восстановила двухкомпонентным компаундом скол, зашлифовала- заполировала специальным шкурками, мягкими как замша. По краю тарелки, как у любой старой посуды, есть масса микротрещин, царапинок, крошечных сколов глазури. Поэтому, чтобы место восстановления не выделялось бесстыдно своей новизной, я тщательно воспроизвела царапинки и трещины.  Потом закрасила аэрографом длинную пожелтевшую трещину на лицевой стороне, цвет подбирала долго, несколько раз приходилось все стирать, пока цвет не подошел идеально. Потом по белому кисточкой-нулевкой надо восстановить рисунок. Я перфекционистка и результат никак меня не устраивает.  Наташа, художница,  говорит:"Оставь, все отлично!" Но я-то вижу что рисунок мой отличается. Фабричный был сделан деколью, она состоит из точек, кисточкой же получается непрерывная линия. Я ужасно расстроилась, все настроение пропало.  И на третий день уже совсем не хотела ехать делать эту тарелочку.  Стало вдруг себя жалко так - продалась в рабство в разгар лета - не могла до осени подождать! Сижу, оплакиваю утраченную свободу, а потом думаю, а кто меня в самом деле держит? Взяла и поехала не в Москву, а на Истринское водохранилище, купаться. И сразу настроение стало прекрасным) Правда народу у воды было столько... Я отошла подальше от пляжа и с трудом нашла себе уединенное местечко, там где берег обрывист и людям неудобно в воду залезать. А я с удовольствием поплавала и поехала домой - там дел скопилось немеряно. На след. день приезжаю в мастерскую - вижу - начальство склонилось над моей тарелочкой, рассматривает. Думаю - ща скажут мне, что я не гожусь. А он:
- Вы и в самом деле никогда этим не занимались?
- Нет, это первый блин, потому немножко комом.
- Каким комом? это классно! Люди годами учатся, чтобы такого достичь. Я лично не могу найти место реставрации.  ( на самом деле каждый может, если присмотреться, а еще лупу взять)
Но похвала меня сразу же окрылила и я доделала тарелочку со спокойной душой.  Прошлый начальник меня никогда не хвалил, а только выискивал недостатки в самых лучших работах, чтобы цену сбить) Это меня обескураживало всегда. Нынешний умнее. Увидел во мне потенциально ценный кадр и вцепился лапками)  Я конечно же вижу свою реставрацию,потому что свою работу всегда видишь, но если не под лупой смотреть, то действительно найти трудно. Так что у меня теперь еще одна профессия есть на всякий случай) Работать я в этой мастерской все же не останусь, потому что за эту самую тарелочку, с которой провозилась три дня получу всего лишь тысячу рублей, что едва компенсирует мои дорожные расходы. Но возможность подержать в руках замечательные работы старых мастеров, рассмотреть и ощупать, разобраться как это было сделано - для меня это очень ценно. А еще, когда начинаешь ездить на регулярную работу, то сразу остро ощущаешь ценность своего свободного времени.  На следующей неделе возьму с собой фотоаппарат и покажу весь процесс.

8 комментариев:

  1. это точно - как говорят серьезные бизнес- люди "мое свободное время слишком дорого стоит".
    Хорошая школа у тебя, и предмет жутко интересный! Обожаю старинный фарфор, с удовольствием бы его коллекционировала.
    Только одно напрягает в этой работе - сама знаешь, что. Ты это... береги себя!

    ОтветитьУдалить
  2. Ыщщо одну вазу только, чессло! Обещаю дышать через раз))))

    ОтветитьУдалить
  3. Долорес, в таком деле, имхо, цены нет таким перфекционистам, как вы! Как здорово, что тарелочки попадают в такие руки!
    Будьте другом, прочитайте мой пост про дочкин перфекционизм.

    ОтветитьУдалить
  4. Я тоже думаю, что когда речь идет о старинных и памятных вещах, то перфекционизм - вещь совсем не лишняя) Побежала читать:)

    ОтветитьУдалить
  5. Обязательно покажите, плиз!
    Очень-очень интересно!

    ОтветитьУдалить
  6. Уважаемая Dolores, поисковик выдал мне ссылку на Ваш блог, когда я искала мастера, чтобы отреставрировать несколько старинных семейных реликвий. Могу ли просить Вас о любезности дать ссылку на мастерскую, о которой Вы пишете в посте? Я - под впечатлением от описания процесса реставрации и Вашего к этому отношения.

    С большим уважением к Вам, как человеку творческой профессии,

    Галина

    ОтветитьУдалить