понедельник, 4 июля 2011 г.

Муррр...

Когда мне было лет 15, я открыла для себя Андрея Вознесенского. Просто взяла с полки синенькую книжечку, открыла посередине и.. сердце так и ухнуло, я попалась, образы были невероятны, стихийны, ритм разбивался вдребезги и тут же воссоединялся вновь, как морская волна... Я так и просидела с книжкой, пока не перевернула последнюю страничку. До этого момента я была знакома только с классической поэзией, и Вознесенский меня ошеломил. В той книжечке я и увидела  впервые чуднОе имя Мура - "Пожирателя дыр". Вознесенский писал о нем страстно. И как мне захотелось увидеть эти дыры! но интернет в те годы еще не существовал, так что мне досталась только небольшая статья в "Науке и жизни", с крошечной фотографией. Вот и все.
И вот совершенно нежданно - приезжаю с детьми в Эрмитаж и сразу же, при входе, во дворике вижу потрясающие, текучие, пластичные фигуры. "Неужто Мур"?  Оказалось - да - там сейчас идет выставка графики и скульптуры Генри Мура. Сперва мы как следует прошлись по основной экспозиции, пару раз потерялись и нашлись, а потом уже добрались и до третьего этажа, где в двух залах была выставлена его графика военной поры - люди в бомбоубежищах, на нарах, в лондонском  метро... Композиции рисунков необычны. Они словно затягивают внутрь, в себя... Как фракталы. Тревожные они.  Скульптуры же его оптимистичны,  выразительны, и потрясающе пластичны.  В них циркулирует огромная энергия. Они чувственные и символичные. Фигуры перетекают друг в друга, замыкаются кольцом, образуя те самые дыры.  Дыры пронзают фигуры, но почему-то не разбивают их, а делают еще более цельными!  В них сразу хочется заглянуть, просунуть голову, или хотя бы руку, а еще лучше - пролезть на другую сторону. Может это вход в другое измерение?  Мур делал их не для залов - они должны вписываться в естественный ландшафт -  как волнами обточенные валуны, или переплетения вековых ветвей . "Через них должны пролетать птицы" - так задумывал автор. Будь я птицей - непременно бы пролетела.
Фото из интернета.

2 комментария:

  1. Я бы тоже не отказалась там, внутри, полетать.
    На ленту Мёбиуса похоже, был какой-то научно-фантастический рассказ, как в одном городе линии метро замкнуло в ленту Мёбиуса, и по ощущениям очень напоминает.

    ОтветитьУдалить
  2. Вот, точно! Лента Мёбиуса, как есть!

    ОтветитьУдалить