суббота, 2 июля 2011 г.

Гончарное

 Я люблю учиться. С азартом хватаюсь осваивать новое умение, когда представляется случай, просто чтобы уметь. А "уметь", значит "иметь", даже слова созвучны. Потому что умения, навыки - это такие вещи, которые у тебя никто никогда не сможет отнять, они остаются с тобой навсегда и, по-моему, это и есть истинное богатство. И все мои умения в разное время очень пригождались мне.   Когда-то давно мне показал приемы работы на гончарном круге узбекский мастер Заир, с которым мы вместе трудились в керамической мастерской. Я сделала пару горшков и на этом успокоилась. Прошло 10 лет, и вот я пришла устраиваться на работу преподавателем  в творческий клуб.  На собеседование явились пятеро дипломированных художниц и скульпторов - все были неплохи, выбрать трудно. И тогда наниматель спросил:" А кто из вас, ребята, умеет гончарить?" Все пожали плечами, а я храбро ответила что умею и, конечно же была принята. Разумеется, за такое долгое время навык был потерян, но основные принципы работы я помнила, и вскоре стала крутить весьма лихо. Теперь гончарный круг меня кормит даже больше, чем скульптура - мастер-классы по пользуются спросом. Люди приходят чаще всего просто попробовать, как же это - гончарить? Ощущения необычные, их трудно с чем-то сравнить.Многие вспоминают эпизод из фильма "Привидение", где Деми Мур изящно выкручивает длинную вазу, а сзади к ней подкрадывается Патрик Свейз, и беззастенчиво пользуется тем, что руки у любимой в глине. Сцена очень красивая и чувственная. А музыка! Помните?  Так вот на самом деле очень близко.  Глина совершенно живая - мягкая, теплая, влажная,  скользкая и очень податливая - изменяется от малейшего усилия рук. Правда изменяется не всегда так, как задумал автор, у нее есть свое мнение и чтобы с ней "договориться" нужно это принять как данность. С ней нельзя воевать -  всегда проиграешь, лучше согласиться на ее условия.  Глина не терпит невнимания. Когда гончар работает на круге, он концентрирует свое всё  на этом куске глины,  на этой точке, вокруг которой вращается круг и вся земля в этот миг. Все бренное остается за бортом. Такая вот медитация. Есть люди, которым это умение ну никак не дается, в силу их эмоционального склада.  Почти никогда не получается у подростков - они бескомпромиссные, порывистые, им бы с собой как-нибудь договориться, а не с глиной! А вот у маленьких детей по-разному. И часто получается очень здорово, и это значит, что ребенок гармоничен и у него все хорошо. А еще я замечала, что когда люди обучаются внутреннему равновесию для работы на круге, то и в жизни они становятся спокойнее и гармоничнее. Это называется уже "арт-терапия".

14 комментариев:

  1. "когда люди обучаются внутреннему равновесию для работы на круге, то и в жизни они становятся спокойнее и гармоничнее".
    На тебя действует?

    Вообще занятно - самый распространенный афоризм про податливого человека - "мягкий, как глина". А с ней, поди, еще договорись! :) Она "требовательная и лучше соглашаться на ее условия".
    Хитрая глина!

    ОтветитьУдалить
  2. Конечно действует, когда работаешь для себя. Расслабляет очень. Когда обучаешь, то медитировать не получается, нужно следить за учеником.
    "Вообще занятно - самый распространенный афоризм про податливого человека - "мягкий, как глина""
    Ну это про лепку. Когда лепишь вручную, то действительно, мягче и послушнее материала не найти. "Пластилин нежней чем глина"?! Ничего подобного!

    ОтветитьУдалить
  3. так я спрашиваю про жизнь вообще. Ты говоришь "когда люди обучаются внутреннему равновесию для работы на круге, то и в жизни они становятся спокойнее и гармоничнее". Так это в жизни вообще или только в момент работы?
    А пластилин совсем не нежный, нет. Никитинские аллюзии:)

    ОтветитьУдалить
  4. В жизни, да, конечно! И по себе замечала и ученики о своих ощущениях рассказывают. Одна девушка приходила очень нервной профессии, директор известной радиостанции - вся такая наэлектризованная, казалось искры от нее должны сыпаться. А садилась за круг и было просто видно, как ее отпускает. Через месяц она уже сама сознавалась, что стала гораздо уравновешеннее, и со стороны было это заметно.

    ОтветитьУдалить
  5. вот думается мне, что дело тут не в круге. Что не может круг решать человеческих проблем. Чтобы он как пилюля действовал пролонгированно? В момент соприкосновения с ним - да,расслабляешься. А так - наверно, все таки надо уравновешиваться чем-то посущественней:)

    ОтветитьУдалить
  6. Ага, например гантелями:) Не, конечно проблем не решает, но все эти практики, медитации, арт-терапия (сейчас тема как раз с знакомой дамой-психологом) Они же работают как-то?

    ОтветитьУдалить
  7. ой, не знаю...:) не пробовала!
    И, честно говоря, не стала бы пробовать. Я думаю, проблемы надо по сути решать, а не полировать их)

    ОтветитьУдалить
  8. Я тоже немного занималась лепкой, и правда, это занятие совершенно ни с чем несравнимое. Я бы добавила, что чувствуешь себя настоящим демиургом, и, наверное, вот именно это ощущение, переходящее в убеждение, что ты способен что-то сотворить и деликатным и самостоятельным материалом и снимает напряжение, которое сопровождает нас в жизни: от зародившейся уверенности в возможности изменений переходишь к действиям по изменению. Так, наверное?

    ОтветитьУдалить
  9. Да, забыла: как только закончу с текущими делами, куплю гончарный круг! :)

    ОтветитьУдалить
  10. Надя, чудесно сказано! Я так ясно излагать не умею:) Вот ничуть не удивлюсь, если ко всем Вашим талантам Вы окажетесь еще и гончаром, скульптором и художником!

    ОтветитьУдалить
  11. остается только всем пожелать, чтобы переходили к действиям по изменению. А то, порой, остается только возможность.

    ОтветитьУдалить
  12. К действиям! За это следует выпить, тебе не кажется?:)

    ОтветитьУдалить
  13. мне уже не кажется! Пью не просыхая!

    ОтветитьУдалить
  14. Ой, а я-то чего сижу? (побежала наливать)

    ОтветитьУдалить