суббота, 23 апреля 2011 г.

Омега

Дело было году в 97м. Мы жили
тогда в Брянске, я увлекалась лошадьми и почти каждый день ездила за 25км. в поселок Кокино, на конюшню, со многими  обитателями которой меня до сих пор связывает крепкая дружба. В то время разрушенное и разворованное хозяйство конюшни приняла на себя героическая женщина Николавна. И стала по крупицам создавать ту самую конюшню,которой гордится сейчас Брянская сельхозакадемия. А мы, группа поддержки, всеми силами старались помогать ей тянуть эту лямку.


Лошадиное поголовье представляло собой кучку недомерков,
рахитичных и недокормленных, с которыми нечего и думать было ни о каком спорте. А хотелось! И прыгать через барьеры хотелось, и выездкой заниматься! Академия, которой принадлежала конюшня, и слышать не хотела о покупке новых лошадей --"От вашей конюшни - одни убытки! Надо лошадей сдать на мясо, а в помещении оборудовать виварий!" Николавна решила --- вырастим сами! И стала собирать "племенное ядро"... Это были убитые спортом, покалеченные кобылы, на которых ездить верхом уже было нельзя, но они были хороших кровей и могли принести здоровое и перспективное потомство! А отдавали их почти даром....  Ооо, я хорошо помню эти поездки в поисках "крови"! Рыская по конюшням как волчица, иногда пускаясь  на какие-то цыганские хитрости,правдами и неправдами собирала она этот уникальный табун, где не было ни одной целой лошади.... Насмотревшись тогда на этих несчастных, я навсегда разлюбила конный спорт....
Но уж здесь-то, в Кокино эти лошадки были "в санатории". Особые надежды Николавна возлагала на Омегу - дивной
красоты изящную вороную лошадку русской верховой породы. У нее были когда-то сломаны обе передние
ноги, из-за чего она передвигалась каким-то невозможным скоком, грохая свои искалеченые и негнущиеся ноги так, что сидеть на ней было совершенно невозможно, ну, вроде, как на отбойном молотке. Ее хозяйка здорово нажилась тогда на продаже кобылы, заломив за калеку несусветную цену.  Но Николавна не жалела:"ничего, пусть хотя бы одного жеребеночка даст и я не останусь в накладе"  И супруг для Омеги нашелся достойный -- красавец Эгей! Был он одноглаз и запален,но уж это ему никак не помешало уже стать отцом нескольких прекрасных жеребят на конюшне... А уж родословная у него была! Эгегегей! Мы все ждали от этой
пары чуда. Я навещала ее с волнением, как беременную подругу, угощала яблоками и все старалась разглядеть изменения в ее  фигуре. Но пока ничего не было заметно, лишь в дивных фиолетовых глазах у кобылы появилось выражение отрешенности от мира, такой, знаете "взгляд вглубь себя"... Как-то жарким июльским днем мы с Николавной и девочками из секции  разомлевшие  сидели на лавочке,отдыхая после тренировки. Мимо,поднимая тучи пыли, протопотал табун - лошадей гнали на пастбище. "Бережется Омега, - обронила Николавна - значит точно "подхватила". Хоть бы кобылку дала!". Потом, спохватившись, суеверно сплюнула:"Тьфу на нее!"  У меня перед глазами нарисовалась  очаровательная большеглазая вороная кобылка, с лебединой,как у Омеги шейкой и точеными ножками. Лениво подумалось:"А пусть хоть и кобылка будет - лишь бы все хорошо прошло" Языком ворочать было совершенно лень,поэтому вслух ничего не сказала... У ног распласталась лохматая  овчарка Федор,
которому, видно, тоже было неохота гавкать, а тем более провожать табун...  Повисла тишина...  И вдруг, среди этой тишины - жуткий крик, визг тормозов,грохот.... Мы вскочили все разом и побежали к дороге. Всех пронзила одна страшная догадка - ЛОШАДИ! Навстречу, с серым лицом уже бежал Боцман - старший конюх:"Только не ходите туда! Там страшно, не надо смотреть!" Николавна побелевшими губами спросила:"Кто?"
-- Омега...
-- Насмерть?
-- Хуже... Удар пришелся в грудь. Вырвало громадный кусок... у кобылы просто уже нет сердца,
надо ее поскорее прикончить...
Я в ужасе смотрела,как Николавна медленно оседает в траву.... У меня самой коленки предательски дрожали, ноя все же побежала за девчонками к месту происшествия, надеясь, что может быть паникер Боцман все-таки ошибся...
На дороге стояла новенькая красная иномарка, ее обалдевший водитель разглядывал помятый капот.Асфальт перечеркивал яркий черный зигзаг - след экстренного торможения. Табун переходил дорогу, Омега конечно же отстала, водитель наверняка ее заметил - с горы дорога прекрасно просматривается, но, видно, решил, что лошадь успеет перебежать. А она, хромая, не успела....
 Однако лошади возле машины не было - значит она все-таки
смогла уйти на своих ногах! Правда недалеко... Поднявшись по откосу я увидела ее.... Первая мысль:"Если сама поднялась на горку - значит сердце у нее точно на месте." В юности я всерьез готовилась стать ветеринаром, читала все, что могла найти по теме и даже отработала год на ветстанции. Быстро осмотрев лошадь я пришла к выводу, что  все кости у нее целы. Однако грудина действительно была сильно повреждена -  большуший кусок, сантимертов 40, болтался внизу, жутко торчали ребра... Кровь из разорванного сосуда текла струей, как из водопроводного крана. Вот от чего она может погибнуть очень быстро - так это от потери крови - все
остальное - не фатально. На земле уже образовалась большая темная лужа - сколько же она потеряла? Скорее, скорее надо чем-то перевязать! Чем?! В чистом поле?!! На меня смотрели
с надеждой  две юные спортсменки Наташа и Таня, фанатично любившие лошадей,-- я была для них взрослая тетя, которая должна знать  выход из любой ситуации. Но какой же беспомощной я себя чувствовала!
-- Если мы сумеем остановить кровь, то можем ее спасти... Только чем?  Нужна очень большая тряпка-
лошадь придется обвязать вокруг груди...
Девочки - не колеблясь ни секунды - скинули свои рубашки, оставшись в одних купальниках(собирались на озеро!) связали их рукавами и общими усилиями мы примотали оторванный
кусок к телу. Не помогло... Кровь продолжала литься и с нею вытекала жизнь из Омеги...
-- Еще! Бегите в конюшню, притащите хоть шторы с окон и все бинты, какие есть!!!
Наташа побежала, а Таня осталась со мной и лошадью. Омега пошатнулась. Мы переглянулись  - если упадет,то тогда точно конец -  лошадь на руках до конюшни не донесешь - 400кг.
.... Что же делать?! Я, содрогаясь от физического ощущения чужой боли, залезла пальцами в рану, крепко зажала. Жутко было ощущать,как пульсирует лошадиная жизнь в моих пальцах.... Кобыла дышала тяжко, с хрипом...
Подошел с потерянным видом Боцман...
-- Я послал за Серегой, чтобы он ее прикончил...
-- Ты с ума сошел?! Ты же видишь,она стоит на ногах, она сама на горку поднялась, ее спасать нужно, а не резать!!!
-- Не вытянет... Ты посмотри сколько крови на земле - ведро! Хоть что-то за нее получим...

Пожалуй, это самый неприятный момент в отношениях человека и лошади....  Если лошадь умерла своей смертью, то  ее просто закопают в землю, а если ее зарезать, то конину можно сдать на мясокомбинат.... Сельские эскулапы до сих пор подходят к лечению животных с практической точки зрения - если есть опасение, что животное может погибнуть - то его не станут лечить, а зарежут сразу, пока от болезни оно не потеряло вес....  Возможно это как-то можно оправдать, когда речь идет о продуктивных животных, для которых такой конец неизбежен, но для меня всегда было дико, когда тот же подход применялся к лошадям - партнерам в спорте, преданным друзьям...

Ненавижу паникеров и пессимистов! Я верила - кобыла выживет! Да,она потеряла наверное половину своей крови, но у лошадей она восстанавливается так быстро, как ни у какого другого животного. И если мы не дадим ей больше вытекать из кобылы на землю, то она спасена!

-- Послушай меня, ей надо дать шанс! Ты же знаешь, чего стоило Николавне ее заполучить! А сколько надежд... Пусть ее посмотрит врач,пусть обработает и зашьет, а прикончить всегда успеется.
Боцман, конечно, паникер, и к тому же ужасно упрямый, но тут видно, его тронули мои доводы. 
-- Ладно, сейчас пошлю за доктором...

Прибежала Наташа с охапкой тряпья. В отличие от беспомощного Боцмана девочки  были полны решимости.  Таня мне всегда представлялась истинной Дианой - гибкая, стройная, абсолютно бесстрашная, ее слушались звери самого буйного и дикого нрава, а спустя всего несколько лет после этой истории, за свой конный номер она получила титул "Принцесса цирка"на международном конкурсе.
Сделали жгут, подложили валик из свернутой желтой шторы,
перетянули насколько могли сильно... Теперь нужно врача! И скорее! На старичка доктора - который пользовал обычно лошадей конюшни, надеяться было нечего, его предел - сделать прививку...
Но  я знала такого врача, который будет бороться за жизнь до последнего дыхания зверя, только она может спасти нашу лошадь( о жеребенке уже никто не думал, считая его потерю вопросом решенным)Надо срочно ехать за Ириной Максовной! Только сначала предупредить Николавну - она до сих пор не знает, что кобыла жива... Таня пообещала, что не даст убить Омегу до моего возвращения, и я на сомневалась - она скорее сама прикончит любого, кто с ножом подойдет  к нашей любимице!
Я побежала обратно в конюшню, но Николавна уже сама спешила навстречу. Времени на долгие разъяснения не было, я сказала только:"Кобыла жива, все будет хорошо, только  пожалуйста,
не подпускай к ней Боцмана, пока я не привезу врача!" Только подъезжая к городу я посмотрела на часы и с ужасом поняла, что мой ребенок сидит до сих пор в детском саду, а я опаздываю уже на час! Пришлось срочно скорректировать маршрут. Забрав плачущего Ваньку, который сидел в саду со сторожем и думал, конечно же, что мама его бросила навсегда, я, наконец-то, добралась и до Ирины Максовны....
Я всю дорогу думала о том мече, что занесен сейчас над Омегой. Боцман не злой, он просто не хочет получить от начальства нагоняй за "разбазаривание".  Потому-то я и торопилась изо всех сил, привезти Врача, для которого жизнь пациента не измерить рублями.  Помню, как гнала машину мимо поста ГАИ на 130 км. ч, и до сих пор не понимаю - почему не остановили? Наверное небесная канцелярия вмешалась, не иначе. И когда Ирина Максовна приехала, то сразу же всем стало спокойно. Она осмотрела нашу кобылу и принялась за работу. Возилась она долго, помогали просились все - конюхи, дети из секции - надо ли говорить, что никто в тот день домой не ушел. Далеко за полночь(рану промыли, зашили и перевязали) Ирина Максовна вынесла вердикт - кобыле жить и радоваться, но нужно позаботиться и о сохранении беременности. Сердечко жеребенка хорошо прослушивалось, и была надежда, что он уцелеет. Мы с Николавной обнялись. Доктор назначила препараты для мамы и для плода, и пообещала приехать через пару дней.  Затем последовал вполне закономерный вопрос со стороны Ольги:"Доктор, сколько мы Вам должны?"  Ирина Максовна гневно посмотрела на Николавну. "Мы кажется уже обсуждали это с Вами когда-то.  И если Вы еще раз пристанете ко мне с вашими деньгами, то я в другой раз не приеду! Если у Вас есть лишние - купите кобыле витаминов." Да, вот такой она человек. Максовна была осведомлена, о бедственном состоянии конюшни, прекрасно знала, что Ольга вложила туда все личные сбережения и просто не стала пользоваться этим. Она даже не считала это великодушием или благородством, для нее это было просто по-человечески нормально. Кстати, в своей клинике она брала с клиентов вполне ощутимые деньги. Начались наши трудовые будни. Каждый день перевязки, уколы, отшагивание лошади в руках часами - бегать нельзя, но и стоять на месте тоже очень вредно, у лошади начинаются отеки. Работали все по очереди. И медленно, но верно она пошла на поправку! Теперь все на конюшне ждали только одного - жеребенка. За неделю до назначенного срока установили ночное дежурство.  Я тоже дежурила с Ольгой на пару. Мы ночь напролет придумывали имя нашему долгожданному малышу. Но Омега не родила ни в наше дежурство, ни в следующее тоже. А родила она, как это любят делать кобылы, когда никого в конюшне не оказалось, днем. Конюх покинул пост всего на 40 минут - чтобы выгнать табун на пастбище. Омегу оставляли в конюшне. И когда конюх вернулся в деннике  было уже две лошадки) Омега родила прелестную дочь, гордость Николавны и всей конюшни, балованную и заласканную Эпоху. Она выросла настоящей красавицей, оправдав все возложенные на нее надежды, чудесно прыгает конкур и сама уже успела дважды стать мамой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий